Главные готические соборы Франции

В середине XII века средневековое искусство, стерев границы романского стиля, породило на свет готический стиль и изменило лик французских городов.

Сердцем ансамблей, разросшихся вокруг главной площади, стали кафедральные соборы. Великаны, чуждые средневековой узости улиц, домов и мыслей, заложили новую веху в истории и повлекли за собой настоящий строительный «бум».

Пришла пора соборов кафедральных,

Гордых крестов,

Устремленных в небеса.

Опера «Notre Dame de Paris»

Первым храмом, возведенным в готическом стиле, было аббатство Сен-Дени – усыпальница королей Франции. Отточив мастерство на раннеготическом святилище в Лане и церкви Сен Жюльен в Ле Мане, в 1163 зодчие заложили основание Нотр-Дам-де-Пари на руинах древнего капища Дианы. Выбор площадок, обладавших особой энергетикой, знаменовал победу истинного Бога над канувшими в Лету языческими идолами.

Архитектура — красота и сложность

Все готические храмы Франции являют собой 3-5-нефные базилики, оборудованные трансептом – поперечным нефом, и полукруговым деамбулаторием (обходом хора) с примыкающим к нему венцом капелл. Сложную каркасную конструкцию характеризуют вертикализм башен и сводов, динамичность скульптур и яркие витражи на религиозные и бытовые сюжеты.

Основа из стройных столбов, удерживающая остроконечные стрельчатые арки, устремляется ввысь аркадой верхней галереи – трифорием. Две башни западного фасада, украшенные узорными вимпергами, фиалами и краббами, служат обрамлением для трех перспективных порталов и круглого резного окна – «розы».

В оформлении фасадов широко применяются растительные и геометрические узоры, а водостоки и балюстрады «охраняют» каменные химеры и горгульи.

Внутреннее убранство главного нефа обычно выглядит скромнее: его украшают лишь резьба капителей и витражи, насыщенные оттенками синего, желтого и красного цветов.

Представители поздней «пламенеющей» готики, например, французский кафедральный собор в Руане, уже отличаются замысловатым узором нервюров (рёбер крестового свода).

К XVI столетию, «перегрузив» себя декором, архитектурная эра, оставившая множество ярких следов, уступила дорогу шедеврам эпохи Возрождения.

Нотр-Дам-де-Пари – сокровище нации

В дни Французской революции он был признан Храмом Разума и изрядно разорен. К коронации Наполеона Бонапарта в 1804 году обветшалые стены Нотр-Дам-де-Пари пришлось декорировать драпом. Лишь в XIX в. запыленное сокровище было обнаружено Виктором Гюго и наконец-то отреставрировано.Без малого две сотни лет строился центр духовной жизни Парижа, заложенный в 1163 году на священном острове Сите.

Этот католический храм отличается нервюрным арочным сводом, стрельчатыми окнами и аркбутанами. Легкий главный фасад пятинефной базилики находит свое завершение в изящном шпиле. В центре второго яруса сияет готическая «роза», а украшения нижнего портального фриза передают ужасы «Судного дня».

Помимо органа с 6 тысячами труб, изготовленного в XIX веке, в Соборе Парижской Богоматери скрываются драгоценные дароносицы и потиры. А около его паперти располагается «нулевой» километр, служащий отправной точкой всех французских дорог.

Пристанище Святой Девы — Нотр Дам де Шартр

С IX века здесь хранилась часть родильного Покрова Девы Марии. По преданию, святая ткань повергла в бегство неистовых норманнов и не сгорела в огне, превратившем старый храм в пепелище.Еще до христианства на сакральной горе в Шартре был возведен языческий дольмен, а несколько веков спустя – католическая базилика.

Уверовав в чудо, священники немедленно взялись за возведение нового кафедрального собора в Шартре.

К 1220 г. осколки западного фасада, подземная часовня и «Королевский портал» были покрыты арочными сводами.

А в 1260 году Нотр -Дам-де-Шартр был торжественно открыт в присутствии Людовика IX.

При строительстве 130-метрового латинского креста было применено «золотое сечение».

Порталы западного фасада, соединяющего Старую Колокольню и Северную башню, расписаны сценами из Заветов. 10 000 изваяний, 146 витражей украшают трехнефный Нотр Дам де Шартр, его центральную часть занимает мозаичный лабиринт «Путь в Иерусалим».

Католический собор в Амьене – величие французской готики

Работы под зорким оком Робера из Люзарша и Тома де Кормона были завершены в 1288 году.Несчастливой была судьба предшественников крупнейшей во Франции Амьенской церкви: они стали жертвами огня и молнии. В 1218 году, обнаружив в руинах храма невредимую реликвию, епископ Эврар де Фуйуа начал строительство очередной обители Бога на Земле – кафедрального собора в Амьене.

Гармонический фасад церкви, состоящий из яруса порталов, галереи и окна —«розы», является классикой французской готики. Три перспективных портала и две башни украшены барельефами «амьенской Библии».

Обилие химер и горгулий разбавляет галерея из 22 французских королей, венчающая трифорий.

Интерьер храма сочетает элементы готического стиля и барокко, внесенные Жаном-Батистом Дюпьи в XVIII веке.

Главными сокровищами являются лабиринт для паломников и крошечный обломок черепа Иоанна Крестителя, помещенный в реликварий трансепта.

Средневековый небоскреб — Нотр-Дам в Страсбурге

Высочайшее здание Средневекового мира строилось на месте старого капища Марса два с половиной века.

Лишь в 1439 году, сменив немало архитекторов и исчерпав весь церковный бюджет, Нотр-Дам в Страсбурге обрел привычный вид.

Западный фасад, построенный по канонам французской готической архитектуры, венчают рельефы из жизни Христа.

Позднеготический северный портал отдает дань святому Лаврентию Римскому.

А старый южный, сохранивший романские элементы, украшают скульптуры христианской церкви, незрячей синагоги и царя Соломона, вершащего праведный суд.

Внутреннее убранство католического собора Страсбурга, утопающего в полумраке, озаряют средневековые витражи.

Внутри полумрак и покой

Тут хранятся бесценные реликвии – купель, спрятанная в нише святого Лаврентия, иастрономические часы, созданные в XVI в. братьями Габрехт.

Примечательны и кафедральные соборы, расположенные в Руане, Байе, Бордо и Нанте.