Замок Во-ле-Виконт — соперник Версаля

Более 5000 замков, некогда разбросанных по территории самой «замковой» страны мира, уже исчезли с лица земли, не пережив сражений и революций, разорения и безжалостного времени. До нашего времени дошло лишь 4969 строений, различных по стилю, убранству и размеру.

Мало что из них может сравниться по красоте и величию с Версалем, обошедшимся Франции в четверть миллиона луидоров.

У роскошной резиденции Короля-Солнце есть лишь один конкурент – классическая усадьба Во-ле-Виконт (Vaux-le-Vicomte), построенная в предместьях Фонтебло гениальными Луи Лево, Шарлем Лебреном и Андре Ленотром.

История создания замка Во-ле-Виконт и паркового ансамбля

В 1653 году амбициозный аристократ Николя Фуке, преуспев благодаря торговле в заморских краях и выгодным сделкам на территории Франции, добрался до самого верха карьерной лестницы. Вспомнив о своем давно забытом поместье и не преминув воспользоваться королевской казной, супериндентант финансов затеял грандиозную реконструкцию замка Во-ле-Виконт.

Работа, длившаяся с 1658 по 1661 год, была поручена модному в XVII веке трио – ландшафтному дизайнеру Андре Ленотру, архитектору Луи Лево, приложившему руку к строительству Лувра, и художнику по интерьерам Шарлю Лебрене. Их стараниями скромная усадьба превратилась в крупнейший на то время особняк во Франции, окруженный великолепными садами в стиле барокко. Внутренние же помещения заполнили изысканные фрески, изображавшие нимф, и произведения искусства, доставленные из колоний.

Монарх, ослепленный блеском ворованного злата, отказался остаться в гостях на ночь и отправился в Фонтенбло.Но судьба недолго благоволила к человеку, взявшему не по чину. В 1661 году Николя Фуке, планируя торжественный прием в честь Людовика XIV, продемонстрировал свой немалый скарб. В то время как драгоценные блюда из Лувра были переплавлены на монеты для оплаты военных расходов, по каналам Во-ле-Виконта скользили позолоченные гондолы, а его столы украшали золотые салатницы.

Три недели спустя незадачливый аристократ, посмевший бросить тень на Короля-Солнце, был арестован мушкетерами по обвинению в хищении государственной казны. Приговоренный к пожизненному сроку и лишенный связи с внешним миром, он окончил свои дни в Пиньероле.

Резиденция была изъята в доход государства, а все ее роскошное убранство перекочевало в Лувр, а затем в Версаль, созданный по образу и подобию детища Николя Фуке.
С той поры особняк не раз менял владельцев и названия, успев побывать Во, Во-Виларом и Во-Прасленом.

В 1875 году он едва избежал участи быть проданным по частям и лишь благодаря участию сахарного магната Альфреда Сомье вновь обрел былую славу.

Теперь дворец, пребывающий в частной собственности, открыт для посещения. Среди его интерьеров и экстерьеров снимали сцены из «Человека в железной маске».

Экскурсия по дворцу — богатое убранство и исторические персонажи

Лишь с южной стороны дворец окружают зеленые сады, усыпанные скульптурами и фонтанами.Дворец Во-ле-Виконт, попадающий в поле зрения сразу за линией ворот, представляет собой строгое трехэтажное здание, опоясанное глубоким рвом.

Сооружение, построенное в стиле французского классицизма, венчает высокая покатая крыша.

В ее центре возвышается луковичный купол, оформленный пилястрами и фронтоном.

По подъемному мосту, пересекающему ров, гости замка попадают в парадный двор.

Широкие лестницы ведут в торжественный входной зал, где и начинается экскурсия. Два гобелена, украшающие его стены, были созданы по заказу Шарля Лебрена в местной мастерской. Позднее по приказу Людовика XIV она была реорганизована в Королевскую мануфактуру гобеленов.

Путь посетителей лежит через овальный Большой салон, с которым граничит роскошная королевская опчивальня, оформленная в пафосном стиле Людовика XIV.

Именно отсюда, если верить Дюма, был похищен и обменян на брата, «Железную Маску», славный французский король.

Потолки спальни Фуке, Салона Муз и Комнаты игр украшают росписи Лебрена, а сами залы – многочисленные восковые фигуры, олицетворяющие Николя Фуке, короля и его свиту.

Комнаты второго этажа оформлены гораздо скромнее: их исконное убранство, как и большая часть сокровищ дворца, было конфисковано в дни преследований Фуке.

Таинственные лабиринты подземных ходов соединяют эту часть замка с парком.На цокольном ярусе расположены похожая на пещеру кухня, оставшаяся неизменной с XVII века, кладовые, винные погреба и помещения для прислуги.

С колокольни, возвышающейся над центральной частью особняка, открывается великолепная панорама садово-паркового ансамбля.

В одном из открытых для посещения залов представлена переписка суперинтенданта финансов, короля Франции и вереницы последующих владельцев.