4 музея в Париже, которые стоит посмотреть после Лувра

Среди музеев Парижа в списке «must see» непременно значатся Лувр, Орсэ, особняк Родена и экспозиция Пикассо.

Прибывший на несколько дней турист лишь поверхностно знакомится с богатыми коллекциями живописи. Прочие малоизвестные интересности откладываются до  следующего приезда.
Куда же стоит сходить, если Вам повезло задержаться в Париже? Мы расскажем о четырех музеях, обладающих, на наш взгляд, особым шармом. Они не особо популярны среди туристов, но известны и любимы.

Гармоничный архитектурный микс построений разных эпох. Во времена, когда Франция была еще в составе Римской империи, здесь находились Римские бани. Позднее, не разрушая старых построений, был заложен монастырь, принадлежавший богатейшему ордену Клюни.

После французской революции тут разместился частный музей, который в 1843 г. у владельцев выкупило государство. Архитектурная жемчужина средневековья доступна обывателю.

Не вдаваясь в терминологию истории архитектуры, описать музей Клюни можно одной фразой. Завораживающий замок с готическими башнями и романтичным садом.

Когда видишь его впервые, возникает чувство «déjà vu». C такой картинкой ассоциируется понятие «замок» в принципе. Это странное и приятное ощущение – увидеть впервые то, что тебе уже давно знакомо из сказок и снов.

В отличие от грандиозных дворцов Франции, излучающих благополучие и роскошь, но обезличенных из-за своих масштабов, –замок Клюни покрыт патиной таинственности.

Тяжелая ограда, будто решетка средневековой тюрьмы. Скромный сад с лекарственными растениями. Во внутреннем дворике готический колодец.

Именно экстерьер замка, его закоулки более всего врезаются в память. Чувствуешь себя внутри исторического кино. Очнуться помогает французская реальность: уютно разместившись рядом с вами на скамейке, поедает остатки чужой еды бездомный.

Внутри хмуро. Стены из темного камня, лестницы ведут в никуда. Потолки уходят в небо, где свет проникает через узкие оконные витражи.

Не достает пылающих факелов на стенах. Кажется, сейчас из тьмы выйдет призрак средневекового рыцаря, потрескивая доспехами. Средневековый интерьер Клюни пугает и приводит в восторг.

Скульптуры, фрески, гобелены, рыцарские доспехи и пояс верности (здесь просыпаются даже уныло жующие жвачку туристы). Почти всем запоминается коллекция гобеленов. Они намеренно выставлены в слабо освещаемом помещении, чтобы свет не повреждал ценные краски.

Гобелены были найдены случайно в сырых дворцовых подвалах, но сохранились превосходно. Техника выполнения крайне сложная. Мельчайших деталей невообразимое количество. В бутике за 15 евро можно приобрести сувенирную тарелку с точной копией изображения любого из гобеленов.

Неожиданно удивляет зал с обезглавленными статуями библейских царей. Головы от них выставлены отдельно. Возникает вопрос: если эти повреждения причинены временем, почему все идентичны, и почему статуи не были отреставрированы?

В действительности, во времена французской революции головы рубили и людям, и скульптурам. В XVII ст. украшали вход в Notre Dame. Обезглавленные тела были свалены в подвалы, а головы безнадежно утеряны. В XIX ст. статуи передали музею Клюни.

И лишь через 150 лет во время ремонта компьютерных сетей одного из парижских банков совершенно случайно были найдены головы. Чтобы сберечь дух эпохи средневековья, французы даже не думали поставить их «на место» и выставили отдельной экспозицией.

Музей духов Фрагонар — запах Франции

По уровню скандальности дом Фрагонар можно сравнить лишь с Центром Помпиду. Если последний – предмет спора для продвинутых ценителей современного искусства, то о музее Фрагонар говорят все, включая вашу соседку, которая, случайно побывав туристом в Париже, помнит только очередь у Эйфелевой башни и Duty Free в аэропорту.

Можно осмотреться самостоятельно или дождаться гида с экскурсией. Чтобы все увидеть и услышать достаточно часа. В небольших комнатах гид расскажет о 3000-летней истории создания духов.

В наличии эксклюзивные пузырьки, первые твердые духи и аромамасла, огромные медные дистилляторы, словно декорации к фильму «Парфюмер». Там вы узнаете, что для получения 1 л эссенции нужна тонна цветов, а человеку по силам собрать не более 4 кг в день.

Выражая личное мнение о качестве духов из музея, смеем сообщить следующее. Так пахнет Франция. Правда-правда, Франция не пахнет ароматами Chanel, а вот Fragonard – да. Хорош или плох этот запах – тема совсем иная.

Этнографический музей Бранли

Если вы этнограф, археолог, дизайнер, архитектор, вы обязаны посетить экспозицию на набережной Бранли. Бездна для творческого вдохновения.

Современный музейный комплекс открыт в 2006 г. Внешняя отделка – стеклянные ширмы, диковинные объемные кубы, «живые стены», сплошь покрытые зеленой растительностью. Аллеи наполнены светом, большой сад.

 

В помещениях Бранли почти нет лестниц, вместо них витиеватые пандусы. Стен тоже нет. Их заменяют перегородки в виде песчаных валунов в рост человека. В них вмонтированы компьютеры.

Тут же мягкие диваны, приглушенная музыка тамтама из скрытых динамиков. Готовясь к научной работе, здесь можно проводить дни напролет. Много воздуха и света. Людей мало, легко можно уединиться на несколько часов.

Тысячи экспонатов Африки, Океании, Америки, Азии. Имея четкую научно-исследовательскую направленность, музей не даст скучать даже случайному туристу. Как только появляется желание зевнуть, неожиданно вырастает огромная шаманская ритуальная маска из древней цивилизации – жутко и весело.

Когда экспонаты уже кажутся однообразными, взгляд цепляется за деревянный тотемный столб в виде африканского божества с детородным органом нечеловеческих размеров – познавательно. Место для неунылых, ярких интеллектуалов – это и есть музей Бранли.

Музей восковых фигур Гревен

Вам сюда, те, кто зачитывается журнальными историями о жизни звезд; кто пропускает полконцерта, карауля у гримерки, чтобы заполучить автограф небожителя. Правда, заодно придется посмотреть зеркальное шоу и вспомнить историю Франции.

Зато потом восковые фигуры Брэда Питта, Анджелины Джоли, Элтона Джона и Мадонны терпеливо ждут вас для совместного селфи. Много личностей «это же этот, ну, как его». Увы, не всем дано знать в лицо короля Людовика, Виктора Гюго, Пабло Пикассо, Ренуара, Хемингуэя. Для малышей – Человек-паук, Лара Крофт, сумасшедшая белка из «Ледникового периода».

Гревен — отличное место для детей, если обходить стороной залы кровавой французской истории. Некоторые сцены реалистично воссоздают картины пыток и террора.

Организация визита отлично продумана. Цель – для начала удовлетворить стадный интерес к шоу-бизнесу, а позднее постепенно перейти к сложным урокам истории. Уроки «живые», театральные, в легкодоступной форме.

Пометки на полях «посмотреть, если останутся время и деньги»:

  • Музей Оранжери. Для почитателей изобразительного искусства.
  • Музей Магии. Бодрящее место для детей и подростков.
  • Музей моды и костюма. Полезно дизайнерам одежды.
  • Музей Карнавале. Самый «парижский» из музеев.